Досудебный порядок урегулирования спора стал обязательным

Досудебный порядок урегулирования спора стал обязательным1 июня 2016 г. начали действовать поправки в арбитражном законодательстве. С указанной даты значительная часть споров, до подачи в суд, должны пройти процедуру досудебного урегулирования. Исковое заявление, не подкрепленное доказательством проведения досудебного урегулирования, не будет приниматься арбитражными судами. На данный момент, однако, все не так страшно: требуется только наличие претензии, направленной контрагенту, и письменное подтверждение реальной отправки (полученные бумаги в почтовом отделении, отслеживание почтового отправления и т.д.).

До июня 2016 г. сравнительно малое число споров требовалось предварительно решать в досудебном порядке. Потом опыт решили распространить на другие категории дел. Это, во-первых, разгружает арбитражные суды, во-вторых позволяет самим сторонам избежать судебных расходов и достаточно быстро решить спорный вопрос.
Полный перечень дел, для которых обязательно соблюдение досудебного порядка, можно найти в ч. 5 ст. 4 АПК РФ. При этом несколько категорий освободили от соблюдения этого порядка.

Среди них:

  • корпоративные споры;
  • - установление юридических значимых фактов (связано это с простым порядком рассмотрения этой категории дел)
  • дела о несостоятельности (банкротстве) – досудебный порядок просто противоречит действующему законодательству в этой части;
  • компенсация за нарушение срока судопроизводства и исполнения судебных актов в разумный срок (досудебный порядок здесь лишен смысла).

Введение обязательного досудебного порядка урегулирования спора привело к необходимости правильно оформлять претензию.

В первую очередь, в самом договоре должен быть отражен порядок направления претензии. Лучше всего точно и подробно изложить эту часть, чтобы в суде не возникло проблем с тем, что контрагент посчитал порядок направления претензии неисполненным.

В части содержания претензии законодательство точных сведений не дает, они установлены судебной практикой. Так, например, требуется письменная форма такой претензии, четкость и ясность изложенных в претензии требований, основание для направления претензии, обстоятельства, которые подтверждают претензию, сумма требований и перечень приложений. Кроме того, соответствующие положения претензии должны быть подкреплены ссылками на законодательство и положения договора. Важным является соответствие требований претензии будущему иску: если в претензии требовалось одно, а в иске изложены совершенно другие требования, предмет иска качественно отличается, то суд может признать отсутствие досудебной формы урегулирования спора. В этом случае может потребоваться новая претензия, с требованиями, подходящими под исковое заявление, что отнимет время и средства на составление новых документов.

В части отправки претензии судебной практикой также сформулирован ряд требований. Иногда требуют почтовую квитанцию, в других случаях – опись вложения. Следовательно, оптимальным вариантом при направлении претензии сохранить квитанцию и опись вложения. Кроме того, хорошим дополнением будет распечатка с сайта Почты России с отслеживанием почтового отправления. Суду в таком случае будет ясно, могли ли доставить претензию, по тому ли адресу была направлена, была ли она получена ответчиком.

В случае, если ответчик находится в том же населенном пункте, можно передать текст претензии под роспись. Чаще всего в судах принимаются документы о получении, на которых стоит печать ответчика, еще лучше получить подпись директора. В законодательстве требование о наличии печати отсутствует, в таком случае необходима будет только подпись ответственного лица.

С момента отправки претензии должно пройти 30 дней, при более коротком сроке ожидания суд может возвратить исковое заявление. Для экономии времени можно предусмотреть в договоре более короткий срок ожидания, неделю или две. Также в соответствующем законе может быть установлен иной срок ожидания ответа на претензию.

Отправка претензии не означает положительного исхода спора. Сторона, нарушающая договора, может проигнорировать требования, разными способами уклоняться от выполнения договора и т.д. Встречаются также случаи, когда после получения претензии фирма прекращает деятельность, начинает процедуру банкротства: месячный срок дает множества вариантов избежать уплаты долга или выполнения договора.

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости составления правильной претензии и точного выполнения досудебного порядка урегулирования спора: это сэкономит время и повысит шансы на выигрыш в суде.