Верховный суд защитил права собственников земли в случае возникновения кадастровых ошибок

кадастровые ошибкиНа практике границы земельных участков часто пересекаются, накладываются друг на друга. Эту проблему вынуждены решать суды. При этом собственник может потерять свое право на участок, границы которого были определены ошибочно. Недавно Верховный суд защитил права собственников подобных участков.

Е. Котова и А. Ильина (имена изменены) владеют соседними земельными участками. Выяснилось, что земля Ильиной «вклиниваются» в тот участок, которыми владеет Котова. Последняя в суде решила исправить ошибку и лишить Ильину прав на спорный земельный участок.

Котовой участок безвозмездно был предоставлен из земель запаса. Ильина же объединила два подаренных ей участка. Соседки решили поставить земельные участки на кадастровый учет, но выяснили, что межевание было произведено с ошибками. Котова приняла решение эти ошибки исправить, потребовав от суда лишить Ильину права собственности на ее участок. Котова посчитала, что из-за возникшей в кадастре недвижимости ошибки право собственности на участок у Ильиной отсутствует.

Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, апелляция это решение подтвердила. Оба суда сошлись во мнении, что произошла ошибка при межевании, что и привело к пересечению участков. Так как в итоге межевой план оказался неточным, ошибочным, то необходимо лишить Ильину прав на объединенный участок. Обе инстанции полагали, что кадастровой ошибки достаточно для удовлетворения требований Котовой.

Дело дошло до Верховного суда. Последний указал на то, что ошибка при межевании - это не основание для того, чтобы прекратить право собственности владельца земельного участка. Достаточно исправить кадастровую ошибку, чтобы разрешить спорную ситуацию. Верховный суд также указал, что суды должны были, установив нарушение закона при межевании участков, избрать санкцию для кадастрового инженера, допустившего подобные нарушения.

Также Верховный суд обратил внимание на то, что суды нижестоящих инстанций не признали договоры дарения в пользу Ильиной недействительными, хотя именно эти договоры и были основанием для возникновения прав Ильиной на участок. Пока договоры дарения не признаны недействительными , суды не могут лишить Ильину права собственности на землельный участок.
В итоге Верховный суд направил дело на новое рассмотрение.

Эксперты полагают, что в своем решении Верховный суд в очередной раз указал на особое значение права собственности. Лишить человека этого права можно только на основании решения суда в исключительных случаях. Важным является также необходимость указания суда на способы исправления допущенных кадастровых ошибок. Отсутствие такого указания противоречит задачам правосудия, а именно разрешению дел в целях защиты прав и свобод граждан.