Компенсация за врачебные ошибки
Фото:pixabay.com
Верховный суд разбирался в применении к медицинскому обслуживанию положений закона о защите прав потребителей.
Операция и диагностика проведены неправильно
В следствии проблем с носовой перегородкой у женщины было затруднено дыхание. Для исправления ситуации она в течение полугода обратилась в две клиники, где ей провели необходимое оперативное вмешательство. Однако с прошествием времени ситуация со здоровьем у нее ухудшилась, что вынудило вновь обращаться за медицинской помощью в другую клинику. Там ей провели еще несколько операций.
Женщина обратилась в суд с требованием о взыскании материального и морального вреда в общей сумме 830 тыс. рублей, в связи с некачественным оказанием медицинской услуги. Свою позицию она мотивировала тем, что в первой больнице ей неправильно провели операцию, а во второй не было проведена дооперационная диагностика в полном объеме, что послужило постановке неверного диагноза и ошибкам при операции. Все эти обстоятельства привели к ухудшению состояния ее здоровья и необходимости дальнейших хирургических вмешательств, а также нанесли моральный вред.
Суды первой и апелляционной инстанций не нашли причинно-следственной связи между первоначальным лечением и последующим состоянием здоровья истицы. В своих решениях об отказе в удовлетворении ее требований они сослались на заключения медицинских экспертов.
Эти обстоятельства вынудили истицу обращаться в Верховный суд.
Позиция ВС РФ
В ходе рассмотрения жалобы в Верховном суде обратили внимание нижестоящих судебных инстанций на доказательства некачественно оказанной медицинской помощи, которые были изложены в акте проверки Росздравнадзора. Этим документом было установлено нарушение стандартов при оказании помощи, обследовании и дальнейшем лечении истицы. Кроме того в заключении экспертов указано, что женщине был поставлен неправильный диагноз, а оперативное лечение было неэффективным.
В своих решениях предыдущие судебные инстанции проигнорировали эти факты.
Верховный суд уточнил, что медицинские учреждения, а также их работники несут ответственность за вред, нанесенный здоровью и жизни пациента, не только по законодательству регулирующему медицинскую сферу, но и по закону о защите прав потребителей (ст. 98, 323-ФЗ). Дело было возвращено для повторного рассмотрения в суд первой инстанции.
Эксперты также считают, что факт некачественного оказания медицинской помощи был полностью доказан проведенными экспертизами и проверкой Росздравназдора. Это привело к нанесению истице материального и морального вреда, который можно взыскать с медицинского учреждения в порядке, предусмотренном законом о защите прав потребителей.