Схему по уходу от налогов остановил Верховный суд

Кто ответит за потоп - управляющий или собственник квартиры

На днях судьи ВС РФ вынесли решение по одному из резонансных дел. Налоговое ведомство в ходе проверки выявило факт притворности сделки, и обязало субъект хозяйствования доплатить налоги и пеню. Юр. лицо настаивало на фактическом совершении сделки и законности перевода денег.

Суть дела

Российская и канадская компании заключили договор, в рамках которого канадская сторона обязалась оказать услугу российскому предприятию. Были перечислены деньги. Через некоторое время предприятие обращается в суд Канады и выигрывает иск о возврате средств. Налоговое ведомство проверяя факт совершения сделки и законности перевода денег приходит к выводу, что у сторон не было намерений на фактическое исполнение обязательств и все документы носят формальный характер. К тому же канадские налоговики не подтвердили оплату налогов контрагентом российского предприятия, а сама фирма имеет все признаки "однодневки". Такие обстоятельства позволили налоговикам вынести постановление о доплате российской стороной налогов и пени на общую сумму в почти 40 млн. рублей, несмотря на действующее между двумя странами соглашение об избежании двойного налогообложения.

Российское предприятие не согласилось с выводами налоговой службы и решило оспаривать постановление ФНС о необходимости уплаты налогов со сделки.

Суд первой инстанции принял сторону налогового ведомства и признал необходимость уплаты налогов. В своем решении он указал, что канадское правосудие вынесло решение о наличии долга на основании формализованного подхода и фактическое исполнение договора не было доказано.

Последующие инстанции, где оспаривалось решение первоначального суда, приняли сторону компании и вынесли решение о неправомерности взыскания налогов и пени. Свои выводы они аргументировали тем, что по двухстороннему соглашению налоги оплачивает получатель денежных средств, а не компания, которая их перечислила. Кроме того, налоговое ведомство не уточнило в своем запросе канадской стороне платились ли налоги в последующие годы, а не только в том периоде, когда была совершена сделка. Также в ходе расследования не был прояснен вопрос о фактическом исполнителе заказанной у канадской стороны услуги, поэтому не представляется возможным выяснить конечного должника по налогам и факт их оплаты.

Решение Верховного суда

Налоговое ведомство обратилось в ВС РФ, чтобы доказать правомерность своих требований. Представитель ФНС в ходе заседания, которое состоялось в начале сентября, доказывал, что сделка являлась прикрытием одной из схем по выводу финансов за границу. Он также пояснил, что в связи с исследованными обстоятельствами такой перевод можно признать доходом полученным без осуществления предпринимательской деятельности, что выходит за рамки соглашения между Россией и Канадой об избежании двойного налогообложения, а следовательно, возникает необходимость оплаты налогов российской компанией. Это предусмотрено ст. 309 НК РФ.

На вопросы судьи ВС РФ, налоговые специалисты пояснили, что расценивают эту и аналогичные ситуации, как перераспределение дохода в пользу иностранной стороны без фактического ведения предпринимательской деятельности иностранными компаниями. Они пояснили, что при осуществлении перевода средств, фирма-получатель не имела намерений на исполнение своих обязательств, а отправитель не требовал выполнения услуг в рамках договора.

Представители российской компании свою позицию аргументировали тем, что сделка имела реальный характер и работы в рамках договора были выполнены. Однако подтверждающих документов предоставить не смогли. Также выяснился факт, что обращение в канадский суд за возвратом средств было вызвано обязанностью компании вернуть деньги в Россию, а не доказательством неисполнения обязательств. Кроме того, юристы ответчика настаивали, что дальнейшее заключение договоров с другими контрагентами на выполнение аналогичной услуги не имеет отношение к сделке с канадской компанией. В рамках процесса также выяснилось, что средства по спорной сделке так и не вернулись российской стороне и числятся в качестве дебиторской задолженности.

На противоречия в аргументации юридического лица, обратили внимание суда представители налогового ведомства. С одной стороны причиной подачи иска в канадские инстанции послужило невыполнение обязательств по договору. С другой - ответчик настаивает на получении услуги в полном объеме, при рассмотрении спора в российском суде. Изучив доводы сторон, ВС РФ вынес решение о необходимости уплаты налогов и отмене постановлений апелляционной и кассационной инстанций. Такой исход дела поддержали эксперты, высказав мнение, что Верховный суд фактически остановил одну из схем вывода денег за пределы страны, в целях ухода от налогов.

Фото nalog.ru