Права пациентов: что можно пациенту?

Права пациентов: что можно пациенту

Каждый человек, хотя бы раз в жизни сталкивался с работой медиков. Кроме обязанности лечиться у пациента есть и права.

Поликлиника

Прогресс не стоит на месте и для того, чтобы попасть к врачу, сейчас уже не нужно стоять в очереди за талоном в регистратуре. Заказать талон можно по телефону и через интернет, просто воспользовавшись онлайн-сервисом. Однако для прохождения узких исследований или визита к специалистам необходимо первоначально получить направление у участкового врача.

Если врач не устраивает пациента по каким-либо причинам закон «Об основах охраны здоровья» (323-ФЗ) позволяет заменить его на другого специалиста по заявлению на имя главного врача лечебного учреждения. Попросить другого врача можно раз в год (323-ФЗ, ст. 19, 34,70).

Кроме того, по просьбе пациента (его представителя) в лечебном учреждении обязаны выдать на руки любые документы и информацию о проводимом лечении и медицинских процедурах, которые ему назначали 323-ФЗ, ст. 22).

Если такую документацию отказываются выдать, то можно написать обращение к главному врачу учреждения здравоохранения, в прокуратуру, суд, Министерство здравоохранения, Роспотребнадзор, Росздравнадзор. В этом случае, поликлинику или больницу, которая не выдала запрошенную информацию могут оштрафовать.

Скорая помощь

Очень часто можно услышать жалобы пациентов на долгое ожидание врачей «скорой помощи». Вместе с тем существует приказ Минздрава РФ № 388н, которым установлены четкие нормативы:

  • передача вызова от диспетчера бригаде - не больше 4 минут;
  • доезд скорой до вызова - максимум 20 минут;
  • среднее время в адресе вызова - до 40 минут.

Конечно, если состояние больного тяжелое, то для проведения медицинских манипуляций может потребоваться и больше времени.

Если «скорая помощь» не приезжает длительное время или по приезду мед. работник отказывается проводит необходимые медицинские процедуры, то можно пожаловаться руководству подстанции или учреждения, к которому прикреплена вызванная неотложка, а также в региональное отделение Минздрава. В нерабочее время можно связаться с дежурным врачом мед. учреждения и пожаловаться ему. Кроме того, такую ситуацию можно расценить как оставление в опасности и неоказание помощи, за что медикам может грозить уголовная ответственность ( УК РФ, ст. 124, 125).

Больница

Для того, чтобы пациента положили в больницу, ему необходимо иметь при себе документы удостоверяющие личность, медицинский полис, направление от врача, результаты анализов, по возможности мед. карту. Не лишним будет взять с собой и документы, подтверждающие различные льготы.

Пациента могут направить врачи «скорой помощи» или поликлиники, а также он может обратиться за госпитализацией самостоятельно.

Если человек находится в тяжелом состоянии, то вначале ему оказывают необходимую помощь, а затем принимают решение о необходимости госпитализации в больницу. Также больного могут перевезти в клинику, которая оказывает профильную помощь по заболеванию, если в том учреждении здравоохранения, куда его доставили нет возможности провести необходимые медицинские манипуляции. Если решение о помещении в стационар положительное, то пациент проходит процедуру регистрации.

Закон № 323-ФЗ также регулирует нахождение в больнице родственников совместно с несовершеннолетним пациентом. Дети до 4-х лет госпитализируются совместно с одним из родителей или близких родственников. Если ребенок старше, то все будет зависеть от его состояния. Когда в совместном пребывании с ребенком необоснованно отказывают, то можно жаловаться в региональный орган здравоохранения и прокуратуру.

Для совершеннолетних пациентов этот вопрос никак не регулируется законодательством, поэтому дополнительное место для родственника пациента может быть предоставлено только по согласованию с руководством медицинского учреждения.

Посещение больных родственников, которые находятся в реанимации или отделении интенсивной терапии возможно только с разрешения лечащего врача. Он должен оценить состояние здоровья визитера, подготовить его психологически к специфике отделения, а также объяснить правила посещения таких больных.

Внезапная болезнь может оставить нерешенными и различные гражданско-правовые вопросы. Если добраться до нотариуса нет никакой возможности, то по законодательству исполнить его функции может руководство больницы или дежурный врач. Эти лица могут заверить доверенность или завещательное распоряжение больного (ГК РФ, ст. 185.1, 1127).

Пациенты могут пожаловаться на действия или бездействие медицинского персонала руководству медицинского учреждения, в региональные подразделения Минздрава, Роспотребнадзора, прокуратуру или судебные инстанции. В большинстве случаев совместное нахождение родственников с больным в стационаре решается на уровне главного врача и законом не оговаривается. Если возникнет острая необходимость, то сотрудники больницы могут заверить доверенность или завещание больного.