Верховный суд встал на сторону пенсионеров-поручителей по кредиту

Верховный суд встал на сторону пенсионеров-поручителей по кредитуВерховный суд рассмотрел дело пенсионеров Салтановых, которые стали поручителями по кредиту своего сына. 
В 2008 г. сыном и невесткой Салтановых был взят ипотечный кредит на покупку квартиры. Сами пенсионеры согласились выступить поручителями. Через несколько лет материальное положение семьи значительно ухудшилось, им пришлось встать на учет как малоимущим.

В 2013 г. Сбербанк потребовал через суд вернуть долги по кредиту на сумму в 2.5 млн. рублей. В 2015 г. судебные приставы начали исполнительное производство в отношении пенсионеров на сумму почти 2 млн. рублей. Для погашения долга было принято решение взыскивать половину (то есть максимально возможную долю) дохода Салтановых. Пенсионеры просили приставов уменьшить размер взыскания до 10 %. Они указывали на то, что живут на одну пенсию, вынуждены покупать лекарства, а потому просто не могут отдавать каждый раз половину пенсии. При этом пенсионеры не приложили к ходатайству справки и чеки, которые подтверждали бы их слова. Судебные приставы пенсионерам отказали.

Те обратились в суд, требуя признать решение приставов незаконным и уменьшить размер взыскания до 10 %. И первая, и апелляционная инстанции пенсионерам отказали. Суды ссылались на то, что приставы, действительно, законом не ограничены в установлении минимального процента взыскания, а кроме того, десятидневный срок для обжалования их действий был пропущен.

Дело дошло до Верховного суда. Тот встал на сторону пенсионеров. В своем определении № 45-КГ16-27 от 12.01.2017 г. указал на то, что существует позиция Конституционного суда о необходимости учитывать социальные права, уважать честь и достоинства должников  при взыскании с них денежных средств.

Следовательно, приставы должны были учесть позицию Конституционного суда и производить удержания с учетом материального положения  пенсионеров. В силу этого, Верховный суд направил дело для пересмотра в суд апелляционной инстанции. Представляется, что данное определение серьезно повлияет на действия судебных  приставов и решения нижестоящих судов в подобных ситуациях.